Право.Ru,
22 января 2016 г.
«А может, мировое?»: ВС разбирается, кому платить за разбившийся Sukhoi SuperJet 684 просмотра
До экономколлегии ВС дошел спор между «Капитал страхованием» и иностранными перестраховщиками, которые пытаются вернуть себе $3,5 млн, выплаченные родственникам пассажиров, погибших во время крушения самолета SSJ-100 во время демонстрационного полета. Центральными в этом деле стали вопросы о том, можно ли считать показательный полет страховым случаем, а выплаченные перестраховщиками деньги – кредитом. «Тройка» пока на них так и не ответила.
9 мая 2012 года в Индонезии в рамках первого демонстрационного полета разбился российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, разработанный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Судно, на борту которого было 45 человек (граждане пяти стран), врезалось в гору. Все пассажиры и 5 членов экипажа погибли. Как сошлись во мнении эксперты, причинами катастрофы стал человеческий фактор.
Гражданская ответственность ГСС и лайнер были застрахованы «от всех рисков» в ОАО «Капитал страхование», входящем в группу «Росгосстраха». А перестраховщиками выступили ведущие мировые компании (среди них – QBE Corporate, Munich Re, Catin Insurance Company и др.), которые после катастрофы выплатили через брокера родственникам пассажиров $3,552 млн. аванса. Однако затем перестраховщики потребовали от «Капитал страхования» вернуть им выплаченную сумму с процентами и, получив отказ, в марте 2014 года обратились с соответствующим иском в московский суд – о взыскании с российского страховщика $4,035 млн. (№А40-142365/2014). Мотивировали компании свое требование ссылкой на договор перестрахования, который покрывал «гражданскую ответственность за вред, возникающий в результате постпроизводственных испытательных полетов воздушного судна Sukhoi Superjet 100, как в оригинальном полисе». Таким образом, настаивали компании, страховым случаем можно считать лишь испытательные полеты, но не демонстрационные. Кроме того, ссылались перестраховщики и на письмо «Капитал Страхованию» от 2012 года, в котором уведомили его о сохранении за собой права требовать возврата любых выплаченных третьим лицам платежей.
Три инстанции иск иностранных компаний полностью удовлетворили. «Поскольку стороны определили, что страховым случаем по договору являются только испытательные полеты, а также учитывая, что крушение самолета произошло при проведении демонстрационного полета, суд пришел к выводу, что у истцов имеется право на возврат денежных средств», говорится в решении суда.
Довод же «Капитал страхования» о том, что основной договор страхования с ГСС не содержал никаких ограничений, а полис перестрахования покрывал все риски «как в оригинальном полисе», суды не поддержали. Основной договор страхования должен был соответствовать условиям Лондонского полиса авиационного страхования (на это указывает запись в тексте договора перестрахования), рассуждали они, который в свою очередь касается только испытательных («исследовательских и сертификационных») полетов. Использование же судна для демонстрации летно-технических характеристик Лондонским полисом не покрывается. При этом спорную сумму суды квалифицировали как неосновательное обогащение.
«Капитал страхование» обратилось с жалобой в Верховный суд РФ, где настаивало на том, что демонстрационный полет также нужно считать страховым случаем. Кроме того, была там ссылка и на то, что перестраховщики, перечислив спорные денежные средства родственникам пассажиров, таким образом признали свою обязанность выплатить возмещение. Судье Денису Капкаеву эти доводы показались заслуживающими внимания, и он решил передать спор на рассмотрение экономической коллегии ВС.
Не путать цели
На заседании в ВС, состоявшемся вчера, 21 января, председательствующий судья Капкаев сразу поинтересовался у представителя «Капитал Страхования» Дмитрия Шнайдмана о том, какие именно риски покрывал договор перестрахования и как они «соотносятся» с оригинальным полисом. «Покрытие рисков по договору перестрахования полностью совпадает с оригинальным», – последовал ответ. Об этом, по словам Шнайдмана, свидетельствует отсылка в тексте договора перестрахования к оригинальному полису, который в свою очередь никаких ограничений «по целям полетов» не содержал.
– А сам договор перестрахования содержал ограничения? – уточнил судья.
– По нашему мнению – нет.
– А вот указание на «испытательные и сертификационные полеты». Что это подразумевает? – продолжал задавать вопросы Капкаев.
– Раздел, который содержит упоминание об этом, лишь пересказывает условия оригинального полиса…
Однако у юриста иностранных перестраховщиков Константина Саранчука, партнера юрфирмы Kennedys, была совершенно иная трактовка условий договора. «Риски были ограничены именно целью летных испытаний. – парировал он. – Почему оригинальный договор не содержит таких ограничений? Он был изменен». По словам Саранчука, согласно договору перестрахования оригинальный договор определялся Лондонским страховым полисом и должен был содержать такие ограничения. Смешивать же демонстрационные и испытательные полеты никак нельзя, настаивал юрист. «Например, наличие пассажиров на борту при испытательных полетах не допускается, – пояснил он. – То есть риски ниже».
А если пришли к выводу, что страхового случая не было…
Обсуждался на заседании и вопрос самой выплаты спорных денежных средств родственникам пассажиров. Ничего иного, как признание иностранными перестраховщиками своей обязанности возместить убытки, этот факт означать не может, уверен представитель «Капитал страхования» Шнайдман.
– А в вашей практике не было случаев, когда вы выплачивали возмещение, а потом приходили к выводу, что страхового случая не было? – спросил судья Иван Разумов. – Вы не подавали исков?
– Теоретически такая ситуация возможна, – отвечал Шнайдман. – В практике нашей компании действительно были иски о возврате неосновательного обогащения, но когда была доказана фальсификация документов о признании случая страховым.
– А если бы речь шла об обычной оценке? – подключился к обсуждению и судья Олег Шилохвост. – После детального исследования оказалось бы, что не было страхового случая…
– Нельзя забывать, что это субъекты предпринимательской деятельности, которые несут риски…
– И последующее выяснение объективной истины не влияет на расчеты? – уточнил судья.
– С моей точки зрения, не влияет.
Цель выплаты была в защите интересов третьих лиц, парировал юрист перестраховщиков Саранчук, и это обычная практика. Обратил он внимание и на письмо иностранных компаний, в котором они уведомили о возможности вернуть выплаченные суммы, и «Капитал Страхование», не возразив на него, с такими условиями согласилось. «Мы предоставили деньги с условием возврата. Это был коммерческий кредит», – заявил юрист. «Такое предложение «Капитал Страхование» не акцептовало! – возразил Шнайдман. – Компания не давала согласия и не расценивала это как кредит.».
Сигнал страхованию
– Невозможно в вашем случае заключение мирового соглашения? – поинтересовался после часового обсуждения спора судья Разумов. – Может, постараетесь урегулировать?
Оба представителя ответили положительно, заявив, что всегда готовы к обсуждению. Правда, особого энтузиазма не проявили. А юрист иностранных перестраховщиков Саранчук также бросил ремарку: «Если еще Верховный суд РФ пошлет какой-нибудь сигнал «Капитал страхованию»…». В зале раздался смех, а судьи решили отложить заседание до 19 февраля.
Такое решение «тройки» окажет непосредственное влияние на исход другого судебного спора между «Капитал страхованием» и иностранными перестраховщиками по поводу трагедии в Индонезии – № А75-4871/2013. В рамках этого дела российский страховщик успешно взыскал с иностранных компаний часть перестраховочного возмещения. Примечательно, что в этом деле суды расценили демонстрационной полет судна страховым случаем, а добровольную уплату перестраховщиками аванса родственникам пассажиров – их признанием его обоснованности. В конце прошлого года кассация округа приостановила рассмотрение этого дела до принятия решения экономколлегией ВС.
Алина МИХАЛЁВА
Вся пресса за 22 января 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Выплаты, Авиационное страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 октября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 18 октября 2024 г.
Под Новосибирском поймали банду, инсценировавшую ДТП ради выплат
|
|
БелПресса, Белгород, 18 октября 2024 г.
Валуйчанин отсудил за повреждённое авто у виновницы ДТП почти 600 тысяч рублей
|
|
auto.mail.ru, 18 октября 2024 г.
Полисы каско в России в среднем подорожали на треть
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 октября 2024 г.
Руководители страховых компаний уделяют особое внимание качеству рабочей силы и генеративному ИИ
|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 18 октября 2024 г.
Группа инсценировщиков ДТП не смогла обжаловать приговор в Ростовском облсуде
|
|
Банки.ру, 18 октября 2024 г.
Эксперты предупредили о последствиях за езду без полиса ОСАГО
|
|
Турбизнес, 18 октября 2024 г.
Страховщики: «Мы хотим страховать туроператоров, но не можем»
|
|
РИА Кабардино-Балкария, 18 октября 2024 г.
Аграрии Кабардино-Балкарии пользуются агрострахованием с государственной поддержкой
|
|
Тренд, Баку, 18 октября 2024 г.
ЦБ Азербайджана поддерживает развитие страхования ВИЭ и климатических рисков - председатель
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 18 октября 2024 г.
Как приобрести самый недорогой полис ОСАГО: ТОП-4 главных фактора
|
|
Интерфакс, 18 октября 2024 г.
Подозреваемых в автоподставах задержали в Новосибирской области
|
|
Аргументы и факты, 18 октября 2024 г.
Решить до 1 ноября. Эксперты рассказали, как сменить страховую компанию
|
|
Финмаркет, 18 октября 2024 г.
«Группа Ренессанс страхование» снизила чистую прибыль по ОСБУ в январе-сентябре почти в 2 раза
|
|
ГТРК Новосибирск, 18 октября 2024 г.
Семеро новосибирцев обманули страховщиков на два миллиона рублей подставными ДТП
|
|
Neva.today, Санкт-Петербург, 18 октября 2024 г.
«Пассажиравтотранс» купит ОСАГО для автобусов у московского страховщика
|
|
RATA-news, 18 октября 2024 г.
Страховщики призвали пересмотреть механизм фингарантий туроператоров по выезду
|
|
Интерфакс, 18 октября 2024 г.
Автостраховщики выявляют до тысячи договоров ОСАГО в месяц с заниженными премиями
|
 Остальные материалы за 18 октября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|